Туры на Курильское озеро, наблюдение за медведями и многое другое

О Камчатке

Коренные жители

История аборигенов полуострова до присоединения Камчатки к России основывается на археологических данных, еще далеко не полных, полученных многими исследователями, начиная с середины XIX века. Камчатка была заселена около 15 тыс. лет назад. Древние охотники, отдаленные предки северо-американских индейцев, первыми заселили Северную Америку, пройдя через Камчатку и Чукотку. 10-11 тысяч лет назад на Камчатке сформировались культура, которая принадлежит предкам эскимосов, алеутов и ительменов, мигрировавших из Азии на Аляску. Будучи неотъемлемой частью природы и живя в полной гармонии с ней, первобытное население полуострова в совершенстве знало растительный мир и широко использовало его богатства как источник продуктов питания и в лечебных целях, в полной мере использовалась фауна моря и суши.

Ительмены

История сложилась таким образом, что сейчас ительменское население полуострова насчитывает только 1400 человек. Они являются потомками одного из самых древних народов Евразии, со своей собственной историей и неповторимой культурой. Самым ранним памятникам ительменской культуры свыше 15000 лет. Одно время ительмены заселяли практически весь полуостров, в настоящее время большая их часть проживает в Тигильском районе. География ительменских поселений формирует уникальную территорию Камчатская ительмения, не имеющую официального статуса. Национальное село Ковран, населенное преимущественно ительменами, может считаться ее центром. В отличие от современных жителей Камчатки, образ жизни древних ительменов находился в полной гармонии с природой полуострова, отличающегося избытком рыбы, животных и богатой растительностью. Их главным занятием была рыбалка. Охота на суше и на море и собирательство также играли важную роль в их жизнедеятельности. Широко известный исследователь и путешественник Леонард Мери отмечал, что трудно было бы найти в Азии другой народ, который бы так широко использовал дикие растения. В Камчатских условиях аборигенам не пришлось «изобретать колесо». Нарты и собачьи упряжки были средством передвижения. Собаки были не столько помощниками в охоте, сколько тягловой силой. Ительменские нарты были очень оригинальны по конструкции и в значительной степени отличались от чукотских и корякских. Ительмены шили одежду и обувь из шкур оленей (которые они выменивали у коряков), диких животных, собак, морских животных, кожи лосося и растительных материалов. Они любили украшать свою одежду и обувь бисером. Домашняя утварь делалась из глины, дерева, березовой коры, с использованием кожаных ремешков. Ительменский фольклор уникален, как и вся их культура. Музыка и танцы играли исключительную роль в жизни этих людей. Особое внимание в танце уделялось движениям животных, в частности медведя. После завершения летних и осенних работ начинался праздник очищения от грехов и благодарения Бога. Ритуальный танец вокруг костра сопровождался криками «Алхалалалай». С тех пор этот клич стал именем национального осеннего фестиваля.

Эвены

Вторая основная этническая группа на полуострове – эвены. 45% из 1489 человек проживают в Быстринском районе, к которому принадлежат поселки Эссо и Анавгай. Они пришли на Камчатский полуостров сравнительно поздно из Охотского региона. Изначально они занимались рыбалкой и охотой, но в конце 19 века их основным занятием стало оленеводство. Предки эвенов пришли на Камчатку с небольшим количеством оленей и, под влиянием коряков, начали разводить их для шкур и мяса. В качестве жилья эвены использовали конические постройки из оленьих шкур, так называемые чумы (такая же постройка у коряков называлась яранга, а у коренных американцев – типи). Эвены также использовали оленей для передвижения и шили одежду из их шкур.

Коряки

По недавним подсчетам на Камчатке проживает около 7190 коряков. Слово «коряк» произошло в 18 веке, как общее название этнических групп, населявших северную и северо-восточную Сибирь. Оно явилось производным от слова «хора», что значило олень. Казаки, пришедшие на Камчатку в 17 веке, часто слышали это слово от местных жителей, и стали звать их коряки, то есть «пасущие оленей». Коряки делятся на две группы: нымыланы (оседлые) и чавчувены (кочевые). Коряки-чавчувены в основном заняты оленеводством. Олень для них – пища, одежда, жилье и транспорт. Изначально они жили в ярангах – коническое жилье из оленьих шкур. Чавчувены сохранили большую часть истинной кочевой культуры корякского народа, в основном из-за того, что они продолжают проводить большую часть года, кочуя со стадами. Так как они появляются в поселениях только время от времени, у них меньше возможности попасть под влияние чужеродной культуры. Коряки-нымыланы известны как отличные рыбаки и охотники, однако сейчас большинство из них живет в домах с удобствами.

Чукчи

На севере материковой части Камчатки с коряками соседствовали чукчи. Кочевые жители тундры именовали себя чаучу. что означает "оленные люди", отсюда и название - чукчи. Основная часть чукотского народа жила на территории современного Чукотского автономного округа и Магаданской области. На севере Камчатки чукчи появились в поисках оленьих пастбищ. По хозяйственному укладу и быту кочевые чукчи более походили на коряков-оленеводов, а оседлые чукчи - на коряков морского побережья. Оленные стада иногда достигали крупных размеров. Владелец менее чем ста оленей считался бедняком и обычно не мог вести самостоятельное хозяйство. Оседлые и кочевые группы коряков и чукчей производили между собой обмен необходимым.

Алеуты

Алеуты - древнее население Алеутских островов. Различны суждения об их происхождении. Существуют гипотезы о связи алеутов с древнейшей историей северо-востока Азии. Самоназвание алеутов "унанган" первоначально относилось только к восточным алеутам. Его можно перевести как "прибрежные жители". Слово же "аллитхух" означает "община, отряд, войско". Так именовали себя алеуты при встречах с русскими мореплавателями и промышленниками. Отсюда и пошло название "алеут". Язык алеутов близок к эскимосскому. Острова Алеутской гряды гористы, береговая линия изрезана бухтами и заливами. Для этих мест обычны сильные ветры и туманы. Лесов на Алеутских островах нет, но животный мир богат и разнообразен. Жители островов создали в этих нелегких условиях своеобразную культуру морских охотников, рыболовов и собирателей. Археологические исследования открывают интереснейшие данные о древней истории алеутов, которые научились брать от моря все необходимое для пропитания, изготовления одежды, орудий охоты и рыболовства, домашнего обихода. Многие изделия, найденные при раскопках, впечатляют тонким художественным вкусом. Существует целый ряд свидетельств об общих элементах культур коряков и ительменов с культурой алеутов.

к списку статей

Треккинг | Рыбалка | Снегоходный тур | Морская прогулка | О Камчатке | Погода | Отзывы | Фотогалерея | Обратная связь
тел:
тел:
+79140228959
+79147873233
skype:
e-mail:
...
info@kam-sun.ru
Создание сайта
    Biramax 2005-2017